2024-03-26

Критика фильма "Барби" 2023

[Сюжет если кто не видели: Барбиленд это изолированная пластиковая утопия с матриархатом Барби, у Кенов нет ни власти, ни работы, ни имущества, и всех это устраивает. Барби-гг одолевает депрессия, она отправляется в реальный мир чтобы найти свою хозяйку, от которой ей передались тяжелые мысли. С ней увязался Кен, давно влюбленный в неё. В реальном мире (летний Лос-Анджелес) они разделяются. Барби-гг в шоке что тут нет матриархата, а современные девочки считают её устаревшим патриархальным символом под модной маской феминизма. Кен приятно удивлен что тут "мужчины правят миром", учится мужественности, и сам возвращается в Барбиленд учить остальных Кенов. Барби-гг находит свою хозяйку - секретаршу руководства Маттел, выясняет что у нее кризис среднего возраста и разлад с дочкой. Втроём они убегают в Барбиленд от руководства Маттел (они хотели устранить бракованную Барби-гг). А там уже Кентопия, все Барби с удовольствием прислуживают Кенам познавшим мужественность. Барби-гг, мама и дочка вразумляют Барби, и чтобы вернуть себе власть они стравливают Кенов, поощряя между ними конкуренцию за внимание Барби. Поругавшись и подравшись Кены осознают что в мужественности нет счастья, им не нужна власть такой ценой, они сами по себе полноценны, надо себя искать вне стереотипов. Барби осознают, что больше не хотят себе абсолютную власть, потому что контроль и ответственность их утомили, они согласны принять Кенов за равных если те докажут свою пригодность. Подъехавшее на шум руководство Маттел осознает что назревает спрос на кукол изображающих обычных людей без стереотипов и идеализации, обещает наладить производство если окупится. Барби-гг осознает что хочет для себя чего-то большего, и становится живой женщиной]

~ ~ ~

Мир фильма, будучи последовательным его же законам, изначально не жизнеспособен. Если бы психологическое состояние всех девочек играющих с Барби проецировалось на Барбиленд, то начиная с самой первой Барби, которая была продолжением неглекта и абьюза Барбары Хэндлер (дочь создательницы Барби), Барбиленд был бы цветником депрессии, тревожности, синдромов самозванки и отличницы, анорексии и булимии, рискованного сексуального поведения, зависимостей, пограничного расстройства личности, обсессивно-компульсивного расстройства, но в первую очередь - (нео)патриархальных гендерных ролей, которых в идею Барби якобы не было заложено. Кены узнали бы про патриархат через тех же самых девочек, и лошади, шляпы, шубы и просьбы принести пиво по сравнению с их видением мужского доминирования были бы детским лепетом. Не может быть, чтобы самой первой негативной проекцией в Барбиленде за 64 года оказалась удачно замужняя женщина среднего класса из Лос-Анджелеса, загрустившая из-за целлюлита, и о какой ужас, из-за того что её дочка не уважает идею Барби за сексизм и потреблядство. Как хороший конец подаётся не окончательное разрушение иллюзий и отказ от стереотипов, а то, что дочку ей удалось переубедить, буквально переместив её в мир иллюзий, а оттуда обратно в Лос-Анджелес, где быть женщиной по лекалам Барби вовсе не так трудно, как в условном Бангладеш где этих кукол делают. Понятно почему - фильм снят под контролем Маттел (причём в нём даже не скрывается, что корпорация является бездушной машиной по выкачке денег из волн трендов), они бы не позволили снять фильм с каким-то другим концом. Это очень, очень плохой фильм. Он хорош только как заспиртованный уродливый эмбрион для исследований в области предотвращения генетических болезней. И наблюдая, как феминистки восторгаются им за посыл "девочки лучше мальчиков" я понимаю, что женское движение окончательно потеряно в розовом капитализме.

~ ~ ~

Непосредственная мизандрия в Барби особенно меня впечатлила. В кино мы ходили с приятелем, тоже трансмужчиной, но с полным переходом и живущим максимально закрыто, с серьезной работой и приличной девушкой. Так что мы, со своих разных точек на этом пути, отлично прочувствовали её на контрасте с нашей женской социализацией, к которой мы имеем очень разное отношение, но сходимся мнениями в том что на бытовом уровне она была на порядки проще мужской.

Первая половина фильма привела нас в восторг - это была прекрасная абсурдная сатира на гендерные войны в представлении привилегированных западных активисток. Мы смеялись над игрушечным патриархатом Кенов, узнавая в нём свои иллюзии о "мужском мире" в начале перехода, ожидая краха их иллюзий о мужественности как у Барби о феминизме в реальном мире. Мне было понятно, то с какой лёгкостью Барби передали власть Кенам в Барбиленде, потому что они устали постоянно все контролировать, как это делают мужчины в реальном мире. Приятелю было понятно, как быстро контроль Кенов обернулся для их "братства" конкуренцией, конфликтами и самой настоящей войной, и пусть вместо пушек у них были тенисные ракетки и стрелы с присосками, смотреть на это было больно. Нам было очень интересно, к каким выводам все они придут из своих экзистенциальных кризисов.

И когда Кены поняли что им не нужно сражаться друг с другом за внимание Барби, соревноваться между собой в мужественности, и вытеснять свои идентичности стереотипами (и особенно когда три Кена поцеловались) во мне даже загорелась надежда на серьёзный маскулистский месседж!

Но когда Барби, сначала согласившись что "матриархата как раньше уже не будет", отказались разделить власть в Барбиленде с Кенами поровну, аргументируя это "пусть сами дослужатся, как женщины в реальном мире, им никто кроме самих женщин не помогал" мы согласились что фильм - мизандричная параша.

Ведь мы оба прекрасно знаем, каково находиться под доброжелательным давлением поп-феминизма "ты можешь быть великой, ну так будь, это же лучше чем оставаться в тени мужиков", когда ты хочешь быть просто нормальным человеком, занимать в обществе свое место без писькомерства с мужчинами, женщинами и небинарными персонами. Что это ничуть не лучше чем под давлением мизогинии подавать пиво, выслушивать ненужные советы и изредка без разрешения игриво получать по жопе (а в чём-то даже хуже). И что это намного, намного лучше чем агрессивное давление маскулинности, которое представляется в фильме не как проблема системы, не как продукт социализации и культуры, а как естественное свойство самих мужчин.

Почему-то когда в Барбиленде был матриархат - там вообще не было конкуренции и насилия. Это был рай, в котором бы не было даже негативных эмоций, если бы он был изолированной системой от реального мира. Опустим то, что в Барбиленде при этом не было естественных кризисов из-за стихийных бедствий, эпидемий и голода, не было там производства и экономики, и главное - там не было секса и размножения (зачем размножаться когда все бессмертны?), кои являются катализаторами эволюции гендерных ролей в реальном мире. В Барбиленде была Барби-президентка, Барби-журналистка, Барби-докторка (приятно наверное быть докторкой в мире где никто не болеет), но не было Барби-сварщицы (никакого металла в Барбиленде нет, даже внутри машин и телевизоров), Барби-скотобойницы, Барби-дальнобойщицы. Барби-солдатки, Барби-гангстерки, Барби-тюремщицы...

В реальном мире мужчины занимают не только все самые верхние позиции, но и все самые нижние. Мужская расходность - это так называемая феминистками "цена за мужские привилегии", женщины единогласно оправдывают её, но совершенно не желают платить её за доступ к вершинам. В реальном мире они предпочитают свое стабильное среднее положение с умеренными рисками. А в иллюзиях женщины делают (почти) всё то же самое что делают мужчины, но без негативных побочных эффектов, потому что... ну, они просто как личности лучше. По природе, наверное.

Жаль что женские иллюзии продаются лучше, чем мужская реальность.

~ ~ ~

Фильм отображает не "женский опыт", а опыт девочек с естественной нуждой бунтовать против системы, самая большая проблема которых за всю их жизнь в чистом благополучном районе - это менсплейнинг. Не зря в фильме на нем самый большой акцент.

Не на домашнем насилии,
Не на изнасилованиях,
Не на травле за внешность, в частности лишний вес (толстая Барби в фильме всего одна на втором плане и хватит),
Не на обвинении жертв насилия в полиции и судах,
Не на трудовой дискриминации,
Не на сексуальном рабстве,
Не на удержании в религиозных общинах и сектах (что для сша очень актуально),
Не на запрете контрацепции и абортов (ещё актуальней),
Не на послеродовой депрессии,
Не на стигматизации "женского здоровья" (наоборот создают иллюзию её отсутствия),
Не на правах интерсекс и трансгендерных женщин,
Не на правах женщин с инвалидностями (одну Барби в коляске показали на танцполе в открывающей сцене и хватит),
Не на правах нейроотличных женщин (нет, странная Барби за нейроотличную не катит)!

Ноль упоминаний этого всего, даже в пламенной речи мамыдевочки о тяжкой женской доле "повсеместных двойных стандартов", которая раскрывала Барби глаза на то как их угнетают. Помимо угнетения просьбами принести пиво и сделать массаж (на что Барби активно соглашались, так что это не угнетение, только если не считать женщин внушаемым безвольным скотом), только сексуальным домогательствам уделили всего один (1) эпизод! И то он был натянутым, потому что никто бы в 2023 на пляже Лос-Анджелеса так активно не обратил внимания на ряженую гетеропарочку, и тем более не схватил бы за жопу женщину когда рядом её мускулистый парень. От этого эпизода и минимальных неудобств женской социализации вроде умения вовремя промолчать, поддаться, состроить недотрогу, дурочку, угадать чужое настроение или надавить на чувства у Барби была истерика с кататонией.

А представили её ебало, если бы она попала не в бизнес-квартал Лос-Анджелеса, а в Юту к мормонам, или в милую Алабаму?
А в Сомали или Афганистан?
Я бы вот такой фильм посмотрел, а не на экзистенциальный кризис богатой белой чики из-за того что её назвали иконой потреблядства.
Правда это был бы уже триллер 21+, а не комедия с претензией на глубину 12+, и кассу бы он не срубил.

~ ~ ~

Отдельного упоминания заслуживает реэмансипация одной из Барби со словами "Я не доступная!"

Правильно, девочки, не будьте открытыми к отношениям без обязательств и манипуляций, ака доступными. Набивайте себе цену как можно выше, чтобы мужчина рядом с вами мог быть только безликим придатком - альфонсом или папиком. А все остальные недостойные мужчины заслуживают утонуть в болоте внутренней мизандрии, эксплуатироваться рынком, погибнуть на войне. Это не ваша проблема. А если она вдруг становится вашей - вините в ней только мужчин. Вы ни в чем никогда не виноваты, вы просто следуете самой выгодной стратегии в сложившейся системе, кто бы так не поступил?

~ ~ ~

Я не рассуждаю о прямом посыле фильма "ты можешь быть кем хочешь", потому что при анализе всех непрямых посылов он рушится. Ну нельзя совместить посылы "идентичность важнее стереотипов", "маскулинный успех это такой же стереотип как феминная пассивность, все роли это иллюзии которыми люди вне зависимости от гендера вытесняют свое бессилие перед реальностью", "реальность диктует свои условия, из которых мало хотеть вырваться, нужно иметь возможности, поэтому большинству людей легче подстроиться и забыться", и "быть успешным лучше чем быть неуспешным, вот когда все это поймут и станут успешными, тогда у нас будет равноправие"

Тьфу.

~ ~ ~

Претендуючи на гострий соціальний коментар, цей фільм виявляється такою самою ідеалістичною ілюзією відносно реального світу, як Барбіленд відносно Лос-Анджелесу. Він так само як Барбі самовпевнено переконаний, що його одкровення відображаються на реальному світі, очікує вдячності від прозрілих та визволенних людей. Хоча єдине його досягнення - це чергове гарне обґрунтування споживання під черговим брендом. Та Барбі не є прогресивним брендом - вона нібито стала їм, коли прогресивизм став добре продаватися лише років зо 50 тому. Фільм цього не приховує - у останній сцені з нарадою директорів Маттел прямо проговорюється, що корпорація не зацікавлена у виробництві Барбі-звичайної-жінки, якщо не вдасться заробити на ній, як це сталося с вагітною Барбі (а більшість звичайних жінок бувають вагітними мінімум раз на життя). Барбі ніколи не була, не є та не може бути про звичайних жінок. Єдина критично налаштована до лицемірної корпоративної сутності Барбі дівчинка була висвітлена як невиправдано груба, максималістична нетяма, що розчаровує свою матір, пристрасно та успішно наслідуючу Барбі. Її переконують у необхідності брендування прогресу, нарощуванні споживання та капіталу корпорацій, у керуванні яких немає жодної жінки... що хвилюється за проблеми реальних жінок. Будучи мізандричним лайном, фільм маніпулятивно збрехав щодо виключно чоловічої, токсично-маскулінно-патріархальної влади над світом - жінок при грошах та владі на сьогодення предостатньо. І вони - Барбі відносно реальних жінок, нехай вони зроблени з плоті та відвідують гінеколога. Далеко не завжди вони відкрито підтримують фемінізм (а чим вища посада жінки, тим вірогідніше вона буде агресивно виступати проти нього), та зовсім ніколи вони не підтримують його щиро, адже тоді довелося б послідовно визнавати не тільки гендерну, але й класову нерівність, на якій тримається їх статус.

Адже сам реальний Лос-Анджелес, за межі якого ці паразити та паразите́рки вилітають лише на приватних літаках, щоб відпочити у своїх еко-френдлі палацах від тяжкої праці над світлим рівноправним майбутнім людства - це Барбіленд відносно всієї Землі. Резиденти усіх подібних оазисів свободи та демократії щиро впевнені, що вирішуючи свої проблеми (або створюючи ілюзію їх вирішення - від ООН та Червоного хресту до Medicare та шведської моделі) вони подають реалістичний приклад усім "недорозвиненим" регіонам. Звісно, ігноруючи факт, що їх "розвиненість" була досягнута за рахунок експлуатації наших ресурсів, а це було б неможливо без сторічч силоміць заохочуванної нерівності у наших суспільствах.

Я кажу "наших", тому що для білої людини немає принципової різниці між резидентами України, Індії та Судану. Нехай український глядач не оманюється тим що зовнішньо не дуже відрізняється від Роббі та Гослінга, то ж йому дозволено так само обирати свою долю. Вам не дозволено. Це не про кар'єру - соціальні ліфти зараз доступні як ніколи (хоча легіон прекаріату та маргіналів все ще смокче лапу, але вони самі винні що не витягнули конкуренції в умовах нерівного старту), а про побут. Звичайна жінка не радіє відвідуванню гінеколога у приватній лікарні з панорамними вікнами на океан, а звичайний чоловік не носить рожевий худі з написом "Я самужостатній" в обіймах друзяк у блискучих капелюхах. Так можуть жити лише Барбі та Кени у Барбілендах, куди усі багатства надходять з реального світу. Переносити цей спосіб життя на себе, вірити у його досяжність та працювати над собою згідно його ідеалам не тільки безсенсово, але й небезпечно. Розчарування буде нищівним, рожеві окуляри розіб'ються склом всередину (хто зрозумів той зрозумів). Ментальний простір що ви могли заповнити власними цінностями та мріями буде засмітнений соромом та провиною. Ресурси що ви могли витратити на активізм підуть паразиту через створений ним карго-культ.

Не вірте білим багатим людям. Навіть якщо вони жінки. Навіть якщо ці жінки прикидаються прогресивними. Вірте собі. Вірте своїм очам, а не об'єктиву режисера, затвердженного корпорацією для реклами їх продукту. Тільки так ви зможете змінити свою долю, своїм розумом та силою, у межах своїх реальних можливостей. Тільки так ви зможете допомогти людям поруч, простягнувши їм живу руку допомоги, а не у їх кишені з-за рожевого екрану. Тільки так ви визволитесь. Може й не матеріально, але ментально. Це найменше що ми можемо собі дозволити у цій дистопії.

~ ~ ~

Про Оскар для Кена

Багатьох феміністок розлютило, що з усієї знімальної команди Барбі на Оскар номінували лише Гослінга (Кена) - типу це чергова перемога патріархату. Але вони ж самі пояснювали те що Кен зазнає у фільмі більшого пригнічення, ніж усі героїні - не має ні відчуття власної гідності, ні безпечного простіру, ні навіть дому - як дзеркало середнього жіночого досвіду. Ну припустимо. Тобто Кен репрезентує жінок - ось і отримує більшу увагу, співчуття та Оскар. Фемінізм переміг.

Та поза фемінізомом - Кен більше тягне на головного героя цієї історії, з виконанням гідним Оскара. В нього не було нічого, він здобув та втратив все знову, у процесі щось зрозумів про себе, а далі його доля невідома. Барбі мала все, втратила щось, запанікувала і заворушилась щоб знову мати все, примирилася що це неможливо, доля її відома. Барбі - це проблеми білої людини, а Кен - це пан або пропав. Очевидно, що складніше та драматичніше.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Репродуктивний фронт

Ну раз об этом уже начинают сраться феминистки-уклонистки и женщины-военные, то не грех выложить эту отредактированную копипасту сообщений и...